Триодь постная
Постная триодь содержит в себе службы подвижных дней годичного круга, начиная с недели о мытаре и фарисее и до Пасхи, и изменяемые молитвословия для дней, приготовительных к Великому посту, и для дней самого Великого поста (т. е. для дней святой Четыредесятницы и Страстной седмицы). По своему содержанию она получила свое название "Постной". В известные дни Триодь постная заменяет своими песнопениями службы Октоиха. Иногда молитвы Триоди соединяются с молитвами Октоиха. По составу своему она подобна Октоиху и отличается от него как содержанием своих песнопений, выражающих, применительно ко времени, чувство истинного покаяния, так и тем, что на будничные дни содержит вместо полных канонов, какие находятся в Октоихе, не полные.
Общее содержание и характер Постной Триоди - это молитва и покаяние. Все песнопения и чтения, содержащияся в Постной Триоди, отличаются глубокою назидательностью и предполагают искреннюю молитву, вызывают чувство раскаяния в грехах, жажду поста, покаяния и исправления и возбуждают веру и надежду на Искупителя падшего человечества. Последовательность событий и песнопений Постной Триоди направлена на то, чтобы заставить грешника осознать свой грех. Триодь призывает к тому, чтобы он отринул фарисейскую гордыню, смиренно молился, как мытарь, каялся, как блудный сын, боялся страшного суда Божия, рыдал подобно падшему праотцу. Постная триодь убеждает держать пост в течение святой Четыредесятницы, подражая своему Спасителю, сорок дней постившемуся в Иорданской пустыне, взирать на великие дела Господни, совершенные Им в последние дни земной жизни Его, мысленно страдать и распинаться со своим Искупителем.
В состав Постной Триоди входят песнопения разных песнописцев. Наиболее известные песнопения принадлежат авторам VIII и IX вв.: Андреюй Крискому, Косме Маюмскому, Иоанну Дамаскину, Иосифу, Феодору и Симеону Студитам, императору Льву Мудрому, Феофану Начертанному и др. Эти песнопения были собраны в одну книгу, по свидетельству первого Синаксаря Постной Триоди, святыми Феодором и Иосифом Студитами. Однако впоследствии Триодь Постная дополнялась в своем составе до XIV века. Так, после них в нее были внесены Синаксари, последования в неделю православия, в недедю вторую, четвертую и пятую святой Четыредесятницы. Три последние последования Триоди называются учреждением новейшим.