Триодь цветная
Триодь цветная содержит службы подвижных дней годового цикла, но относятся они к периоду от Пасхи до Недели всех святых. Пользование Триодью цветной также, как и пользование Триодью постной, сочетается с пением Октоиха, но в ином порядке и по другим правилам.
Цветная Триодь охватывает период от первого дня Пасхи до недели Всех Святых, то есть 50 дней, отсюда и ее греческое название "Пентикостарион" (Пятидесятница).
Название же Триоди "Цветная" объясняется тем, что начало употребления ее совпадает с началом весны - временем цветов, которые служит прекрасным символом для обозначения духовной красоты и изящества самих песнопений Цветной Триоди.
По своему построению эта Триодь подобна Постной Триоди.
Содержание Цветной Триоди в основном посвящено Воскресению, Вознесению Господню и сошествию Святого Духа на апостолов. Триодь Цветная содержит в себе молитвословия, прославляющие воскресение Иисуса Христа и события, совершившиеся по Христовом воскресении. В ней прежде всего находятся последования для дней Пасхи, в которых прославляется воскресение Иисуса Христа. Но так как Господь, по воскресении Своем, в течение сорока дней говорил о Царствии Божием, то воскресение Христово (хотя и с меньшей торжественностью) воспевается в церковных службах и после Светлой седмицы до исполнения 40 дней, то есть до дня Вознесения Господня. Этим однако не оканчивается период пения Цветной Триоди. Празднуя 40 дней воскресения Господа, святая Церковь вместе с тем приготовляет верующих к празднованию сошествия Святого Духа на апостолов и предназначает для этого последнего празднования особые дни.
Триодь цветная употребляется с утрени первого дня Пасхи до Божественной литургии в Неделю Всех святых, когда в последний раз поются песнопения Триоди цветной. Такой огромный период распадается на составные части. Все дни от Пасхи до Пятидесятницы (период пения Цветной Триоди) можно разделить на три отрезка времени:
1) Пасхальная седмица;
2) от Недели апостола Фомы до отдания Пасхи;
3) от отдания Пасхи до Недели всех святых.
Триодь Цветная содержит изменяемые части служб от первого дня Пасхи до Недели Всех святых. Трипеснцы в Цветной Триоди находятся в приложении, и считается, что в прежних (т.е. дореформенных) Триодях они предназначены для пения на блаженнах на литургии, а в греческих - на повечерии.
Песнопения Триоди Цветной так же, как и Триоди Постной, суть произведения многих писателей, из которых имена одних остались неизвестными, а имена известных принадлежат V-XIV векам. Знаменитейшие из песнопений Цветной Триоди принадлежат святого Иоанну Дамаскину. Собрание песнопений в одну книгу приписывается тем же лицам, которые составили Постную Триодь. Умножение и образование книги может быть относимо к XIV веку.