К начальной странице


   "№ 170. Триодь постная и цветная ("Триодь Моисея Киянина"). Кон. XII-нач. XIII в. ЦГАДА, ф. 381 (Син. тип.), № 137.
   Древнерус. 1° (29-29,5x20-21). 257 л., утрачено несколько листов в середине. У л. 13, 82, 157, 161, 234 под текстом отрезаны куски пергамена (текст не затронут). На л. 17, 21, 41, 92, ИЗ, 115, 220, 229, 230, 239, 247, 249, 250 в ниж. части небольшие разрывы, л. 157 лопнул в нескольких местах по линии разлиновки, на л. 213, 235 порезы в середине, на л. 246 разрыв почти во весь лист, текст везде цел. У л. 116 оторван снизу кусок (с частичной утратой текста ниж. строки); у л. 194 оторвана большая часть (четвертая часть текста утрачена); у л. 238 оторвана ниж. часть (текст частично утрачен). На л. 256 4-я строка в записи писца испорчена химическим реактивом и частично утрачена. На л. 257 об. запись почти целиком утрачена из-за применения реактива, покрыта сине-зеленым пятном. Л. 257 проеден жучком. Текст па многих листах наведен. Л. 256-257 об. первоначального текста не имели. Л. 88 выпадает.
   Пергамен. Устав. Два почерка XII в.: I - л. 1-228; II - л. 228-256 (на л. 256 об.-257 - приписка уставом XIII в.).
   На л. 225 об., 226, 233 об. над отдельными песнопениями знаменная нотация.
   Переплет XIV (?) в. - доски в свиной коже замшевой выделки. На верх, крышке следы от восьми жуковин, средника и трех шпеньков; на нижней - следы от шести жуковин и трех застежек. На внутр. стороне верх. доски вырезаны буквы "ПЕ", "У".
   На л. 1 заставка в виде плетений, киноварью. На л. 151 заставка в форме буквы "П" ("покоя"), рамка внутри пустая, без орнамента (отнести к какому-нибудь типу нельзя), чернилами и киноварью. На л. 158 разделительная орнаментальная черта в виде жгута, чернилами и киноварью. Инициалы старовизантийского типа, чернилами (контуры) и киноварью (раскраска); на л. 1 инициал киноварный. Инициалы малые и заголовки чернилами (контур) и киноварью (раскраска), на л. 222 заголовок контурный киноварный. На л. 25 об., на ниж. поле орнаментальное украшение, не имеющее отношения к тексту.
   На л. 1, на ниж. поле скорописью XVII в. запись счетчика-батырщика Типографского двора Федора Семенова о количестве тетрадей (32) и листов (256), чуть ниже скорописью XVII в. записано название рукописи (обе записи сделаны по соскобленному тексту). На л. 25, на ниж. поле затертая запись. На л. 166 об., на ниж. поле запись первого - основного писца рукописи: "пиши скоро". На л. 232 об., 233, 233 об., на ниж. полях приписка к тексту - икос службы на Вознесение (кондак имеется в тексте), на л. 232 об., 233 приписка почти стерта. На л. 256, по окончании текста Триоди, запись крупным и небрежным уставом Моисея Киянина, в которой указывается, что он окончил писать книгу 22 янв., в день ап. Тимофея "зимнего". В записи упоминаются вклады различных людей: Стефан дал лежень ("а лежал сорок лет"), двери да "блУдорезъ кованъ" - церкви св. Мучениц, упоминается "богобоязливая" Мария (слова: "мчнцмъ двери да блУдорезъ" написаны позднее на месте стертой части, возможно с целью восстановления). А. И. Соболевский и А. А. Покровский считали Моисея Киянина одним из писцов рукописи. Однако почерк записи не схож ни с одним из почерков текста рукописи. На этом же л. 250, чуть ниже почерком XV в. приписка относительно порядка службы в среду 5-й недели по Пасхе. На л. 256 об., на ниж. поле две смытые, почти непросматриваемые записи, уставом (прочтению пе поддаются). На л. 257, на внеш. поле почерком XV (?) в. пометы к тексту; внизу на поле, под текстом, совершенно смытая и еле заметная запись (прочтении не поддается). На л. 257 об., в центре листа запись из двух строк, частью совершенно смыта или стерта химическим реактивом, частью плохо просматривается, прочтению не поддается (упоминается канон Андрею). Пробы пера на л. 43, 83, 84, 257 об.
   Содержание. Триодь постная - л. 1-150 об., Триодь цветная - л. 151 - 256. На л. 256 об.-257 уставом XIII в. приписана стихира на среду 5-й недели по Пасхе ("святого и блаженного Андрея"). Утраты: между л. 8 и 9, л. 8 об. обрыв, стихирою (7-го гласа) из службы в "неделю о блудном сыне", л. 9 нач. седальном: (5-го гласа) из службы в "неделю" мясопустную; после л. 81 утрачен один лист, л. 81 об. обрыв 1-м тропарем 2-й песни канона (глас 1-й) из службы на вторник 3-й нед. Поста, л. 82 нал. с богородична 8-й песни того же канона; после л. 120 утрачен, вероятно, один лист, л. 120 об. обрыв, на богородичне 8-й песни канон;; из службы на вторник 5-й нед. Поста, л. 121 нач. со стихиры(?) из службы на вторник 5-й нед. Поста; после л. 144 утрачен, вероятно, один лист, л. 144 об. обрыв. на стихире (глас 5-й) из службы в суб. 6-й нед. Поста (воскрешение Лазаря), л. 145 нач. с послед, тропаря 1-й песни канона из той же службы; после л. 181! утрачен один лист (вырван, у корешка сохранилась незначительная часть пергамена без текста), л. 182 об. обрыв, на стихире (глас Ь'-й), из службы утренней в Вел. субботу, л. 183 нач. с 6-й песни канона из той же службы; после л. 205 утрачен один лист, л. 205 об. обрыв. 1-м тропарем 4-й песни (глас 2-й) канон;) из службы в четверг 2-й нед. по Пасхе, л. 206 нач. с последнего тропаря 8-й песни (глас 1-й) канона из службы в пятн. 2-й нед. по Пасхе; после л. 212 утрачен один лист (?), л. 212 об. обрыв, на ирмосе 1-й песни канона в нед. 4-ю Пасхи ("о рас-слабленом"), л. 213 нач. с конца 8-й песни канона той же службы.
   Старые шифры: 254, 1150. На корешке переплета бумажная наклейка с номером 15 (в кружке). На внутр. стороне верх. доски переплета обозначение карандашом: "254/12". На внутр. стороне ниж. доски переплета имеется запись А. А. Покровского о количестве листов в рукописи, от 29 апр. 1914 г. На л. 1 запись А. Скиады. А. И. Соболевский различал в рукописи две части: первая - основная написана Моисеем Киянином, которого он считал киевлянином, жившим в Новгороде (в этой части черты киев, говора); вторая часть (д. 222-257) - новгородская. А. А. Покровский по имени счетчика типографского двора Федора Семенова определил, что рукопись поступила на Типографский двор из Пскова в 1679 г." [СК, с. 190-191]

Литература: Срезневский 1861 — 1863,   Владимиров 1890,   Волков 1897_а,   Соболевский 1908,   Соболевский 1985,   Карабинов 1910,   Покровский 1916,   Дурново 1927,   Карский 1928,   Шумилов 1954,   Запаско 1960,   Запаско 1959,   Mosin 1972,   Славева 1972.