Минея

Минея (minaion греч. - месячный) - в христианской церкви богослужебная книга и книга для чтения, состоящая из текстов, прославляющих святых или церковные праздники, которые значатся под тем или иным числом определенного месяца. Само название Минея соответствует принципу расположения текста - ежедневному, по месяцам в течение года. Таким образом, Минея связана с постоянным кругом церковного календаря, который начинался первого сентября.

Минеи, наряду с Триодью и Октоихом, образуют корпус конфессионально-гимнографических текстов, переведенных на славянский язык в кирилло-мефодиевскую эпоху и занимающих второе (после конфессионально-литургических - Евангелия, Апостола, Псалтыри) место в славянской рукописной традиции. Однако именно этот тип конфессиональных текстов за счет включения служб славянским святым обладает чертами "национальными", локальными [Толстой, 167-169, 173], что делает гимнографические памятники чрезвычайно интересными для изучения в русистике.

В отличие от Триоди, содержащей цикл так называемых переменных служб (богослужения для подвижных дней года, которые зависят от праздника Пасхи), Минея включает цикл служб постоянных. Октоих же (иначе - осьмогласник) - это сборник церковных песнопений, сгруппированных по восьми недельным циклам с мызыкальными характеристиками-гласами (что зафиксировано и в его названии). Минею относят к кругу обязательных при богослужении текстов и включают в число первых славянских переводов.

Православие различает три типа минейных текстов: месячная (служебная), общая и четья минеи [Христианство]. В свою очередь служебные минеи делятся на 1) собственно служебные, содержащие тексты для вседневного употребления (иначе - повседневные), 2) праздничные, содержащие текст на важнейшие праздники и в честь особо почитаемых святых.

В современной палеографической и текстологической научной литературе [Нечунаева 2000, 12] предлагается следующая классификация Минеи с учетом всех разновидностей ее как типа книги:

Представляемая в Интернет Путятина Минея XI в. - служебная.

Традиционная структура служебной минеи такова: в основе службы - канон из восьми песней (однако по нумерации из девяти - вторая песнь отсутствует), каждая песнь состоит из четырех тропарей (первые три посвящены святому (празднику), память которого отмечается в этот день, четвертый, богородичен, - Богородице); таким образом, тропарь - это минимальная стиховая составляющая канона, его строфа. Кроме канона, в службу включены стихиры и седален, могут входить и другие стихи (например кондак). Каждая песнь канона начинается ирмосом (часто лишь инципит) - специальной строфой, ритмическое строение которой задает ритм тропарей данной песни, а тема этой строфы связана с библейским сюжетом. Ирмос традиционно не связан по содержанию с тропарем, хотя и может быть иногда отмечена их тематическая близость. Так как набор ирмосов ограничен, они повторяются.