Порядок
переписывания текста, особенности почерков
Часть I. Основная
Первый писец
переписал ЛВВ, заполнив I и II тетради,
причем последний лист 9об. заполнялся с заметным сокращением текста; и начал
переписывать ЛИЗ в III полную тетрадь, оставляя свободными от текста
первые листы полных тетрадей, на обороте которых были помещены миниатюры.
Второй писец продолжил переписывание ЛИЗ (добавил надписи киноварью на л.11), и заполнив III полную тетрадь, добавил листы IV тетради, оставив незаполненной последнюю страницу 19об. Переписал ЛПД в V полную тетрадь, добавив молитвы, для окончания молитв добавил VI тетрадь, но заполнил лишь 27
лист на 22 строки, оставив остальные листы свободными.
Часть II. Молитвы лл.
10об. и 19об.
На особенность
почерка второй части обращает внимание А. В. Горский, указывая, что молитвы
писаны позднее, но “древней рукой”[1].
Действительно, буквы третьего почерка имеют архаичные начертания, характерные
для рукописей XI-XII вв.. Перекладины у букв b, ., 5 горизонтальны
и расположены обычно на середине высоты буквы. Чаша буквы x симметричная
и округлая, длина ножки больше 3/4 высоты строки[2].
Почерк
третьего писца отличается размером букв - они значительно меньше, овалы
округлых элементов букв неровные, угловатые, ограничительные штрихи много
длиннее, у малых мачт есть ограничительные штрихи (на л. 19об.ограничительных
штрихов у малых мачт нет). Различны и начертания отдельных букв. Так, нижняя часть колена у буквы r шире,
чем верхняя, у первого же и второго писцов - шире верхняя часть; у буквы 7 овалы асимметричные, правый выходит в верхнее
поле строки; буква t округлая, с длинным
язычком и насечкой; буква v асимметричная, угловатый овал опускается ниже
линии строки; буква s имеет насечку на втором элементе; отличается система диакритики
(более развита) и строчных знаков.
Надстрочные
знаки над гласными в виде коротких наклонных штрихов: а) начало слова с
гласной, союз b; б) йотированные гласные 5, ., 6. Над 7 и круглым j с точкой посередине - в виде двух
наклонных штрихов. Титло простое в виде горизонтальной черты с точкой
посередине. Титло буквенное в виде дуги. Точка, разделяющая части текста,
находится на середине высоты строки. Для обозначения конца молитвы используются
четыре точки в виде ромба, помещенного в строке.
На л.10 в начале слов чаще употребляется 7 (6 раз) и î (3 раза). Широкое
о с точкой внутри встречается в начале слов: 8xbcnb 10, 18-19; 8có;tyb6 10,21. В середине строки в словах: jvsb 10,19 и jnbyólm 10,20
употреблено декоративное о широкое с утолщенными
боками и четырьмя треугольными ресничками, направленными внутрь и образующих
крест. К числу “малых инициалов” эти буквы о не
относятся.
Возможно,
после написания основной части рукопись была передана другому писцу, которым
были заполнены страницы перед миниатюрами молитвами священника перед службой : л.10 dkÕLrj ... ysy' [jnzot ghbcnógbnb... и л.19об. óv]. d]
ytgjdby]ys[] hówt vjb (gkÄCv] rõt); dÂkLrj ... yt [jnzb cvÕhnb...
Молитвы dkÕLrj ... ysy' [jnzot ghbcnógbnb... и dÂkLrj ... yt [jnzb cvÕhnb... являются особыми молитвам
именно древнерусских формуляров службы Литургии Иоанна
Златоуста, традиции отличной от той, которая сохранилась в дошедших до нас
византийских рукописях[3].
Примечательно, что в формуляре Литургии Иоанна Златоуста есть указание на
псалом rõt и приводится первая строка jeævs. d] ytgjdbymy] (13,11), в расчете на произнесение этой молитвы по памяти, что также
подтверждает наличие особого протографа для молитв, отличного от того, с
которого была переписана ЛИЗ, различия в орфографии инципов
(начальных слов молитвы) предполагает и третьего писца, допустившего мену еров и замену церковнославянского s на ].
Почерк
третьего писца представляет другую писцовую школу, отличную от школы первого и
второго писцов. Три молитвы, выполненные третьим писцом сходны по графике
надстрочных и строчных знаков, но различаются графико-орфографическими
системами, что свидетельствует о разных протографах. Архаические черты почерков
третьего писца, возможно, вызваны влиянием протографов.
Часть III. Чин омовения св. Престола и
разрешительные молитвы.
Отличие письма
заключительных листов рукописи отметил А. В. Горский[4].
Молитвы в
конце служебника с л.27об. (чин омовения св. Престола (почерк IIIа) и разрешительные молитвы (почерк IIIб), возможно, дописаны позднее на
оставшихся листах последней VI тетради, добавленной к полной V для размещения молитвы на исход
души л.27. В то же время, быть может, для размещения текста, был добавлен в VI тетрадь одиночный 28 лист. Начерки буквы x характерны для второй половины XIII - начала XIV в. Чаша буквы x треугольная, обычно симметричная,
но нередко левая сторона ее длиннее; как известно, в почерках XIII в.
округлая чаша у буквы x исчезла. Чаша глубокая, длина ножки варьируется от 1/3 до половины высоты
строки. Преобладают буквы с ножкой, равной половине высоты строки. Эта
особенность присуща почеркам начала XIV в.[5]
Мачта буквы ] вертикальная. Петля
буквы , большая округлая прикреплена выше середины мачты, у
буквы d нижняя петля
округлая, верхняя петля угловатая, меньше. У буквы r изогнутая часть пишется с отступом от мачты, нижняя
часть уже верхней. Буква 7 округлая, обычного размера, овалы
закручены к серединке, серединка чуть выше середины строки, заканчивается
расширением. У буквы z правая
наклонная мачта длиннее левой, имеет изгиб, ограничительных штрихов нет. ö - усики пишутся слитно, сильно разведены,
украшены треугольными насечками.
Почерк III.а (лл.
27об-28об19) наклонный. Мачты букв
имеют наклон вправо, линии букв и наклонные, имеющие направление слева направо (k, l, f), очень жирные и наклонная у буквы (слева направо!)
расширяются книзу и не имеют ограничительных штрихов.
Ограничительные штрихи у головок букв ,, u, p, ], s, у коромысел ', n, а также ножки у буквы l, имеют
правильную треугольную форму.
Из начертаний
отдельных букв отметим следующие:
; писалось
не в три приема, а в четыре, или пять, ножки дугами.
v - мачты сверху наклонены друг к другу,
овал соединен с мачтами через перемычки, лежит на строке.
ó -
j узкое; хвост и
наклонная мачта e соприкасаются в одной точке.
. -
соединительная линия чуть ниже верхней линии строки.
Начерк x со смещеной чашей можно отнести к новым приметам почерка появляющимся в кон. XIII в.
Надстрочные
знаки в виде запятой только над начальным 7
(отмечено 9 из 15 букв). Простое титло а) в виде горизонтальной черты с точкой
посередине и б) в виде горизонтальной
черты с короткими насечками, направленными вниз и серединной точкой. Буквенное
титло повторяет варианты простого титла а) и б), и имеет третий вариант в) в
виде дуги. Точка, разделяющая части текста, находится на нижней линии строки.
Для обозначения конца молитв используются четыре точки в виде ромба,
горизонтальная ось симметрии которого лежит на нижней линии строки, и
горизонтальная черта с точкой посередине, лежащая на нижней линии строки.
В почерке III.б (28об10-29) вертикальные линии
и наклонные, имеющие направление слева направо (k, l, f), очень
жирные, наклонные и горизонтальные тонки.
Из начертаний
отдельных букв отметим следующие:
Архаическое
начертание сохранили буквы: ;, b, y, ., w.
; писалось
в три приема, вертикальная мачта и две диагонали[6].
v - мачты сверху наклонены друг к другу,
овал соединен с мачтами без перемычки, лежит на строке.
. -
соединительная линия на середине строки.
Украшения в
виде точек на перекладинах букв b, 6; на втором элементе буквы s штрих
в виде правильного треугольника, направленного к первому элементу, на хвосте
буквы o насечка. Мачты расширяются книзу
и не имеют ограничительных штрихов. Ограничительные
штрихи у головок букв ,, u, p, ], s, у коромысел ', n, а
также ножки у буквы l, имеют правильную треугольную форму.
Надстрочный
знак в виде обратной запятой обозначает а) начало слова; б) йотированные
гласные 5, 6; в) ударный гласный; г) и-краткий.
Простое титло в виде горизонтальной черты с точкой или крестиком посередине.
Буквенное титло в виде ломаной дуги. Концевая точка и горизонтальная ось
симметрии ромба (из четырех точек) находятся на серединной линии строки, также
используются для украшения начала молитвы х-образный крест с точками между
образующими и линия, напоминающая повернутое
горизонтально s с двумя точками.
Употребление j î 7
III.а На л.19об.в начале слов употреблены
7(2): 7,bló 19об2-3; 7knfhm 19об3;
j(3): j,hfp] 19об17; j 19об25; j,hfo'ymz 19об15;
î(2): î 19об25; 19об28.
III.б На лл. 1/2 28-29 в начале слов употреблены:
“о узкое” (5): jrhbkb 29,1; jcó;tyb6 29,16; jxbotyb5 29,19; j,hóxtyb5 29,20; jw'otyb5 29,22.
“о круглое с точкой” (2): 8n] 28,25; 8,tomybrf
28,26.
î (6): îgócnb28,13; îngóofnb 29,13; î 28,15; 28,21; 29,2;29,8.
В почерках III.а и III.б лигатура пишется уже как “ук”: uö|,fvb 27об9; yfitvö| 28,11; tvö| 28об13,что я вляется новой приметой для кон. XIII в.,
тогда как в остальных почерках для экономии места использовалась еще лигатура Ö.
[1] Горский А.В. Указ. соч. С.6.
[2] Щепкин В.Н. Указ. соч., С. 115.
[3] Желтов М. С. Чин
Божественной литургии в древнейших (XI-XIV вв.) славянских Служебниках // Богословские
труды. М., 2007. Сб. 41. С. 272-359.
[4] Горский А.В. Указ. соч. С.10.
[5] Щепкин В.Н. Указ. соч. С.117.
[6] Щепкин В.Н. Указ. соч. С. 115.