Порядок переписывания текста, особенности почерков

Часть I. Основная

Первый писец переписал ЛВВ, заполнив I и II тетради, причем последний лист 9об. заполнялся с заметным сокращением текста; и начал переписывать ЛИЗ в III полную тетрадь, оставляя свободными от текста первые листы полных тетрадей, на обороте которых были помещены миниатюры. Второй писец продолжил переписывание ЛИЗ (добавил надписи киноварью на л.11), и заполнив III полную тетрадь, добавил листы IV тетради, оставив незаполненной последнюю страницу 19об. Переписал ЛПД в V полную тетрадь, добавив  молитвы, для окончания молитв добавил VI тетрадь, но заполнил лишь 27 лист на 22 строки, оставив остальные листы свободными.

Часть II. Молитвы лл. 10об. и 19об.

На особенность почерка второй части обращает внимание А. В. Горский, указывая, что молитвы писаны позднее, но  “древней рукой”[1]. Действительно, буквы третьего почерка имеют архаичные начертания, характерные для рукописей XI-XII вв.. Перекладины у букв b, ., 5 горизонтальны и расположены обычно на середине высоты буквы. Чаша буквы x симметричная и округлая, длина ножки больше 3/4 высоты строки[2].

Почерк третьего писца отличается размером букв - они значительно меньше, овалы округлых элементов букв неровные, угловатые, ограничительные штрихи много длиннее, у малых мачт есть ограничительные штрихи (на л. 19обграничительных штрихов у малых мачт нет). Различны и начертания отдельных букв. Так, нижняя часть колена у буквы r шире, чем верхняя, у первого же и второго писцов - шире верхняя часть; у буквы 7 овалы асимметричные, правый выходит в верхнее поле строки; буква t округлая, с длинным язычком и насечкой; буква v асимметричная, угловатый овал опускается ниже линии строки; буква s имеет насечку на втором элементе; отличается система диакритики (более развита) и строчных знаков.

Надстрочные знаки над гласными в виде коротких наклонных штрихов: а) начало слова с гласной, союз b; б) йотированные гласные 5, ., 6. Над 7 и круглым j с точкой посередине - в виде двух наклонных штрихов. Титло простое в виде горизонтальной черты с точкой посередине. Титло буквенное в виде дуги. Точка, разделяющая части текста, находится на середине высоты строки. Для обозначения конца молитвы используются четыре точки в виде ромба, помещенного в строке.

На л.10 в начале слов чаще употребляется 7 (6 раз) и  î (3 раза). Широкое о с точкой внутри встречается в начале слов: 8xbcnb 10, 18-19; 8có;tyb6 10,21. В середине строки в словах: jvsb 10,19 и jnbyólm 10,20 употреблено декоративное о широкое с утолщенными боками и четырьмя треугольными ресничками, направленными внутрь и образующих крест. К числу “малых инициалов” эти буквы о не относятся.

Возможно, после написания основной части рукопись была передана другому писцу, которым были заполнены страницы перед миниатюрами молитвами священника перед службой : л.10 dLrj ... ysy' [jnzot ghbcnógbnb... и  л.19об. óv]. d] ytgjdby]ys[] hówt vjb (gkÄCv] rõt); dÂkLrj ... yt [jnzb cvÕhnb...

Молитвы dLrj ... ysy' [jnzot ghbcnógbnb... и  dÂkLrj ... yt [jnzb cvÕhnb... являются особыми молитвам именно древнерусских формуляров службы Литургии Иоанна Златоуста, традиции отличной от той, которая сохранилась в дошедших до нас византийских рукописях[3].

Примечательно, что в формуляре Литургии Иоанна Златоуста есть указание на псалом rõt и приводится первая строка jeævs. d] ytgjdbymy] (13,11), в расчете на произнесение этой молитвы по памяти, что также подтверждает наличие особого протографа для молитв, отличного от того, с которого была переписана ЛИЗ, различия в орфографии инципов (начальных слов молитвы) предполагает и третьего писца, допустившего мену еров и замену церковнославянского s на  ].

Почерк третьего писца представляет другую писцовую школу, отличную от школы первого и второго писцов. Три молитвы, выполненные третьим писцом сходны по графике надстрочных и строчных знаков, но различаются графико-орфографическими системами, что свидетельствует о разных протографах. Архаические черты почерков третьего писца, возможно, вызваны влиянием протографов.

Часть III. Чин омовения св. Престола и разрешительные молитвы.

Отличие письма заключительных листов рукописи отметил А. В. Горский[4].

Молитвы в конце служебника с л.27об. (чин омовения св. Престола (почерк IIIа) и разрешительные молитвы (почерк IIIб), возможно, дописаны позднее на оставшихся листах последней VI тетради, добавленной к  полной V для размещения молитвы на исход души л.27. В то же время, быть может, для размещения текста, был добавлен в VI тетрадь одиночный 28 лист. Начерки буквы x характерны для второй половины XIII - начала XIV в. Чаша буквы x треугольная, обычно симметричная, но нередко левая сторона ее длиннее; как известно, в почерках XIII в. округлая чаша у буквы x исчезла. Чаша глубокая, длина ножки варьируется от 1/3 до половины высоты строки. Преобладают буквы с ножкой, равной половине высоты строки. Эта особенность присуща почеркам начала XIV в.[5] Мачта буквы ] вертикальная. Петля буквы , большая округлая прикреплена выше середины мачты, у буквы d нижняя петля округлая, верхняя петля угловатая, меньше. У буквы r изогнутая часть пишется с отступом от мачты, нижняя часть уже верхней. Буква 7  округлая, обычного размера, овалы закручены к серединке, серединка чуть выше середины строки, заканчивается расширением. У буквы z правая наклонная мачта длиннее левой, имеет изгиб, ограничительных штрихов нет. ö - усики пишутся слитно, сильно разведены, украшены треугольными насечками.

Почерк III.а (лл. 27об-28об19) наклонный. Мачты букв имеют наклон вправо, линии букв и наклонные, имеющие направление слева направо (k, l, f), очень жирные и наклонная у буквы (слева направо!) расширяются книзу и не имеют ограничительных штрихов.

Ограничительные штрихи у головок букв ,, u, p, ], s, у коромысел ', n, а также ножки у буквы l, имеют правильную треугольную форму.

Из начертаний отдельных букв отметим следующие:

; писалось не в три приема, а в четыре, или пять, ножки дугами.

v - мачты сверху наклонены друг к другу, овал соединен с мачтами через перемычки, лежит на строке.

ó -  j узкое; хвост и наклонная мачта e соприкасаются в одной точке.

. - соединительная линия чуть ниже верхней линии строки.

Начерк x со смещеной чашей можно отнести к новым приметам почерка появляющимся в кон. XIII в.

Надстрочные знаки в виде запятой только над начальным 7 (отмечено 9 из 15 букв). Простое титло а) в виде горизонтальной черты с точкой посередине и б)  в виде горизонтальной черты с короткими насечками, направленными вниз и серединной точкой. Буквенное титло повторяет варианты простого титла а) и б), и имеет третий вариант в) в виде дуги. Точка, разделяющая части текста, находится на нижней линии строки. Для обозначения конца молитв используются четыре точки в виде ромба, горизонтальная ось симметрии которого лежит на нижней линии строки, и горизонтальная черта с точкой посередине, лежащая на нижней линии строки.

В почерке III.б (28об10-29) вертикальные линии и наклонные, имеющие направление слева направо (k, l, f), очень жирные, наклонные и горизонтальные тонки.

Из начертаний отдельных букв отметим следующие:

Архаическое начертание сохранили буквы:  ;, b, y, ., w.

; писалось в три приема, вертикальная мачта и две диагонали[6].

v - мачты сверху наклонены друг к другу, овал соединен с мачтами без перемычки, лежит на строке.

. - соединительная линия на середине строки.

Украшения в виде точек на перекладинах букв b, 6; на втором элементе буквы s штрих в виде правильного треугольника, направленного к первому элементу, на хвосте буквы o насечка. Мачты расширяются книзу и не имеют ограничительных штрихов. Ограничительные штрихи у головок букв ,, u, p, ], s, у коромысел ', n, а также ножки у буквы l, имеют правильную треугольную форму.

Надстрочный знак в виде обратной запятой обозначает а) начало слова; б) йотированные гласные 5, 6; в) ударный гласный; г) и-краткий. Простое титло в виде горизонтальной черты с точкой или крестиком посередине. Буквенное титло в виде ломаной дуги. Концевая точка и горизонтальная ось симметрии ромба (из четырех точек) находятся на серединной линии строки, также используются для украшения начала молитвы х-образный крест с точками между образующими и линия, напоминающая повернутое горизонтально s с двумя точками.

Употребление j î 7

III.а На л.19об.в начале слов употреблены

7(2): 7,bló 19об2-3; 7knfhm 19об3;

j(3): j,hfp] 19об17; j 19об25; j,hfo'ymz 19об15;

î(2): î 19об25; 19об28.

III.б На лл. 1/2 28-29 в начале слов употреблены:

о узкое” (5): jrhbkb 29,1; jcó;tyb6 29,16; jxbotyb5 29,19; j,hóxtyb5 29,20; jw'otyb5 29,22.

“о круглое с точкой” (2): 8n] 28,25; 8,tomybrf 28,26.

î (6): îgócnb28,13; îngóofnb 29,13; î 28,15; 28,21; 29,2;29,8.

В почерках III.а и III.б лигатура пишется уже как “ук”: uö|,fvb 27об9; yfitvö| 28,11; tvö| 28об13,что я вляется новой приметой для кон. XIII в., тогда как в остальных почерках для экономии места использовалась еще лигатура Ö.

 



[1] Горский А.В. Указ. соч. С.6.

[2] Щепкин В.Н. Указ. соч., С. 115.

[3] Желтов М. С. Чин Божественной литургии в древнейших (XI-XIV вв.) славянских Служебниках // Богословские труды. М., 2007. Сб. 41. С. 272-359.

[4] Горский А.В. Указ. соч. С.10.

 

[5] Щепкин В.Н. Указ. соч. С.117.

[6] Щепкин В.Н. Указ. соч. С. 115.