К главной странице коллекции


   "№ 180. Евангелие апракос полный ("Симоновское евангелие" или "Симоново евангелие", неточно - "Евангелие Лотыша"). 1270 г, РГБ, Рум. 105.
   Древнерус. 1" (27,8-28, у корешка: 27,3-27,5, справа: 26,8-27,1x21-21,5). 167 л. Сохранность в целом хорошая. На л. 167 об., вверху пятно, текст читается с трудом; пергамен на л. 2 затерт, в пятнах, чернила несколько слиняли в отдельных местах, но красочный слой па миниатюрах осыпался значительно; л. 144 был разорван надвое, грубо сшит, так что часть букв не видна; в 14-й тетради - 7 л. (л. 105-111), но перерыва и тексте нет. В записи писца, в дате, буква подправлена. Для прочтения вкладной записи на л. 2 об.-5 был применен реактив (А. X. Востоковым), бурые пятна от которого затрудняют прочтение ее.
   Пергамен. Устав. Два почерка, второй почерк лишь в виде небольших "вкраплений" (по определению О. Н. Седовой, эти "вкрапления" на л. 4г, 8а-б, 37а, 51в, 117а, а также киноварный заголовок "О(т) МатфЬа" на л. 37а, 37г, 41а, 52в-см. подробнее в ее АКД, с. 9); в два стб.
   Переплет (перв. пол. XVII в., по определению С. А. Клепикова) - доски в коже (без тиснения).
   Вся иллюминация рукописи - работа новгородских мастеров. Миниатюры (4) в лист - изображения евангелистов, стоящих в рост, в повороте в три четверти, под арками, на красных (Иоанн и Лука) и зеленых (Матфей и Марк) фонах; на л. 1 об. - Иоанн со св. Симоном (патроном заказчика) - уникальпая иконография; большие утраты красочного слоя, грубая позднейшая "реставрация" рисунка пером, чернилами: на л. 25 об. - Матфей, фигура и особенно лик сохранились лучше, чем на остальных миниатюрах; в хорошей сохранности тонкотравный узор старовизантийского типа на краснофонной арке; на л. 63 об. - Лука, в этой миниатюре, несмотря на некоторые утраты красочного слоя, наиболее ощутимо следование новгородским образцам монументальной живописи; на л. 93 - Марк, большие осыпи красочного слоя, почти полностью утрачен лик. Все - темпера. Заставки (две): л. 2 - тератологический орнамент, композиция "покоем"; киноварный рисунок и декор из точек и черточек, рисованных пером, чернилами; двухцветный фон (зеленый и желтый) вызывает ощущение пестроты за счет асимметрии раскраски; л. 145 об. - краснофотшая заставка - плетеный орнамент из системы новгородской тератологии переходного типа; подкраска в два цвета (голубовато-зеленым и желтым). Все - темпера. Инициалы - 363; из них 57 - старовизантийский орнамент, интерпретированный во вкусе южнославянских рукописей; 167 инициалов новгородского тератологического стиля с зоо- и антропоморфическими (л. 19 об., 39 об., 67 об., 88 об., 113 об., 116 об., 148, 167) элементами; два из них являются ярчайшими представителями переходной манеры (на л. 19 об. и 40), где одновременно присутствуют и плетенка, и деталь живого существа, и элемент старовизаитийского орнамента; 139 плетеных инициалов из системы новгородской тератологии, многие из них содержат признаки переходной манеры (отдельные элементы старовизантийского орнамента). Всё - рисовано киноварью и раскрашено в два-три цвета (желтым, голубым, зелено-голубым); внутренний декор из точек и прерывистых линий выполнен чернилами пером. На ниж. полях л. 21, 89 об., 165 концовки (3) в виде руки, держащей ветвь; рисованы чернилами, первая подкрашена киноварью, последняя - желтой краской. На ниж. поле л. 31 концовка-примитив стилизованных растительных форм; перо, чернила. Заголовки (15) небольшими заглавными буквами; контурные, раскраска в один-два цвета. На л. 26 и 161 возле заголовков небольшие орнаментальные украшения - плетеный орнамент.
   На л. 167г запись писца Георгия, сына попа, "глаголемаго Лотыша", "съ Городища" (под Новгородом) об окончании написания рукописи 23 марта 6778 г., с указанием, что в этот день было затмение солнца и что рукопись писана по заказу Симона, "черньца о(т) стго Георгиа" (т. е. Юрьева м-ря под Новгородом). На ниж. поле л. 40 об. почерком писца приписка: "Коушаю попирьны рукы" (т. е. проба, насколько твердо пишет рука после пира); на л. 117 об. им указано, что чтения переставлены местами и второе следует читать ранее. На ниж. полях л. 2 об.-5 запись 23 июня 1555 г., к сожалению, плохо сохранившаяся и прокрытая реактивом (что теперь окончательно затрудняет ее прочтение), о принадлежности книги Василию Слепворонскому и о даче ее вкладом [ясно видно слово "да(н)"]; по всей видимости, в это время рукопись находилась где-то на территории современной Украины или Белоруссии [?; ср.: 1) дата не от "сотворения мира"; 2) "сиа книга еу(г)а(?). . ." - "евангелия", а не "евангелие"; 3) некоторые графико-орфографические и палеографические особенности].
   Содержание. Рукопись начинается с общего заголовка (что встречается редко): "Еваньгелие апраксъ съ бмь починаемъ. . .", за которым следует "частный": "на въскр(с)ению г(д)не [т. о. на Пасху] Еуа(г) о(т) ...; на л. 145а-165г месяцеслов с чтениями и указаниями-отсылками; есть русские памяти: 26 ноября - "сто(г) мчнка Георгиа" (на освящение церкви велмуч. Георгия в Киеве в 1037 г.); 24 июля - "...стою моу(ч) Бориса и Г.тЬба" {в обоих случаях отсылки к чтениям в другие дни); воскресные утренние евангелия - за месяцесловом - л. 165г-167г.
   На внутр. стороне верх. крышки переплета экслибрис гр. [Н. П.] Румянцева с вписанным: номером (105), там же (на остатке бумажного листа, оклеивавшего доску переплета изнутри) и на л. 1 повторен номер-шифр: № 105; штамп МПиРм поставлен на целом ряде листов, начиная с л. 1 и кончая л. 167 об. Рукопись приобретена для Н. П. Румянцева в 1825 г. К. Ф. Калайдовичем у зарайского купца К. И. Аверина, который купил ее в Старице (см. письмо Н. П. Румянцева К. Ф. Калайдовичу от 30 янв. 1825 г. - ЧОИДР, 1862, кн. 3, отд. I, с. 183, № 77, письма К. Ф. Калайдовича А. X. Востокову от 1 авг. 1823 г. и 12 февр. 1825 г. - Переписка Востокова, с. 66, № 32, с. 173, № 108; см, также там же, с. 178, № 1,11 с. 182, № 113)." [СК, с. 203-205]

Литература: Калайдович 1824,   Кеппен 1825,   Востоков 1842,   Срезневский 1861 — 1863,   Срезневский 1866_б,   Буслаев 1879,   Стасов 1884,   Срезневский_1858,   Воскресенский 1894,   Георгиевский 1913,   Некрасов 1924,   Щепкин 1918,   Некрасов 1924,   Некрасов 1937,   Лазарев 1947,   Свирин 1950,   Попова 1962,   Свирин 1964,   Жуковская 1968,   Седова 1974,   Седова 1974б,   Popova 1975,   Жуковская 1976,   Смирнова 1975,   Ильина 1978.